ArabicBelarusianChinese (Simplified)EnglishRussianSpanish
Версия для слабовидящих

«НС» о самой секретной кафедре Академии МВД

Кафедра оперативно-розыскной деятельности, одна из выпускающих, оказалась в центре внимания. О ее секретах - на праздничных страницах газеты «На страже».

Сплав богатого практического опыта педагогов и научной составляющей позволяет готовить кадры для оперативных подразделений не только МВД, но и других правоохранительных органов.

Образовательный процесс от первого курса до преддипломной практики направлен на обучение специалистов, способных эффективно выполнять служебные обязанности. Дисциплины изучаются с преломлением на будущую профессию - оперативника, следователя, эксперта. Преподаватели показывают, как применять полученные на других занятиях знания в реальных ситуациях для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан. Имеющийся в распоряжении курсантов инструментарий обогащается уникальными спецдисциплинами - практически все из них имеют ограничительный гриф.

Рассказать о самой секретной кафедре журналистам «НС» согласился ее начальник кандидат юридических наук, доцент полковник милиции Алексей Тукало.

- На реализацию требования министра внутренних дел генерал-майора милиции Юрия Караева работать для граждан, а не на достижение статистических показателей направлена деятельность всех кафедр вуза. Наша задача - готовить качественно нового оперативника, не только обладающего высокой профессиональной квалификацией, но и способного вникнуть в суть проблемы обратившегося и помочь в ее решении. С этой целью нами были усовершенствованы методики преподавания и образовательные программы как для курсантов, так и для слушателей, получающих дополнительное образование взрослых.

Учебное занятие. Фото Павла Русака, газета «Минский курьер».

Учебное занятие. Фото Павла Русака, газета «Минский курьер».

Мы создали основанные на началах проблемного обучения методики проведения занятий, приближающие к реальным условиям - деловые игры, комплексные оперативные учения по различным фабулам, выездные занятия в практических подразделениях.

Кафедра готовит специалистов на всех факультетах, работает с разными категориями обучающихся. Особое внимание уделяем факультету повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Современный начальник должен быть универсалом, знать специфику деятельности различных оперативных подразделений, уметь комплексно оценить ситуацию и в кратчайшие сроки принять верное решение. Подготовка ими магистерских диссертаций позволяет многовекторно взглянуть на рассматриваемые проблемы.

Чтобы сотрудники, проходящие переподготовку, владели инструментарием оперативника и знали источники получения информации, реализуем новые методики проведения занятий.

Вместе с коллегами кафедры психологии и педагогики на факультете повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров ввели новое направление подготовки, суть которого - в обучающих тренингах для практических сотрудников службы БЭП. Рассказываем об организации и тактике привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе.

Кстати, более десяти лет у нас повышают квалификацию работники прокуратуры, которые осуществляют надзор за ведением ОРД. Это позволяет прокурору и руководителю оперативного подразделения смотреть на процессы, входящие в предмет прокурорского надзора, одинаково.

- Вы упомянули о новых методиках проведения занятий. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Междисциплинарный подход уже не первый год реализуем с помощью кафедр административной деятельности ОВД ФМ, профессионально-прикладной физической подготовки, правовой информатики, экономической безопасности и других. Лекции, семинары и практические занятия одновременно проводят несколько специалистов, каждый из которых актуализирует и оценивает знания по своему предмету.

Например, на выпускном курсе некоторые занятия организуем совместно с сотрудниками кафедры профессионально-прикладной физической подготовки. Пары проходят вне стен академии: учебная группа делится на четыре подгруппы, и курсанты отрабатывают действия в конкретных оперативно-тактических ситуациях, с которыми они могут столкнуться на практике: задержание разыскиваемого, взяточника, сбытчика наркотиков… В каждой подгруппе преподаватели работают в паре. Представитель ППФП оценивает, как курсант применил приемы задержания и конвоирования, а ОРД - тактику проведения операвтино-розыскных мероприятий и первоначальных следственных действий.

В итоге добиваемся важной составляющей. У выпускников складывается целостный алгоритм действий с момента физического задержания лица до его доставления в территориальный орган внутренних дел (с составлением необходимых оперативно-розыскных и процессуальных документов).

Мы применяем интерактивную систему контроля и мониторинга знаний e-Rating (VOTUM). В отличие от аналогов, которые имеются в свободном доступе, она дает возможность тестировать по знаниям как законодательства, так и других нормативных правовых актов, регламентирующих ОРД и имеющих ограничительный гриф.

При проведении занятий демонстрируются учебные фильмы, снятые преподавателями кафедры и самими обучающимися, отрывки художественного кино, тематические видеоролики из интернета, что позволяет решить целый ряд дидактических задач - сформировать систему опорных образов будущей практической деятельности и ярких представлений о ее сути, что способствует лучшему запоминанию материала; познакомить с объектами, явлениями, процессами, недоступными для непосредственного наблюдения, и другие.

- Как взаимодействуете с практиками?

- Руководители и сотрудники ГУУР, ГУБЭП, УРПСВТ, ГУНиПТЛ МВД, ДФР КГК постоянно делятся с курсантами и слушателями современными методиками выявления преступлений, демонстрируют возможности специализированных программ, которые используют в повседневной деятельности.

Вся учебно-методическая документация по дисциплинам кафедры прошла согласование в оперативных подразделениях. Кроме этого, ежегодно с заказчиками кадров согласуем сквозную тематику курсовых и дипломных работ. Предполагается, что на протяжении всей учебы обучающиеся готовят курсовые, объединенные общей темой, которые в последующем и станут составными элементами дипломной работы, что дает возможность всесторонне изучить рассматриваемую проблему.

Педагоги участвуют в организации и проведении на базе академии финального этапа смотров-конкурсов профессионального мастерства сотрудников подразделений БЭП, УР, что позволяет обращаться к ведущим специалистам-практикам с вопросами по различным направлениям правоохранительной деятельности.

- Какой зарубежный опыт используете?

- Из каждой командировки привозим методики проведения занятий и наработки, которые адаптируем к нашим условиям и внедряем в образовательный процесс. Находясь в Шанхайском политико-юридическом университете, узнали, что в Китае основной упор делается на применение компьютерных технологий в учебе и правоохранительной деятельности.

Коллеги из Воронежского института МВД России поделились идеей использования компьютерных симуляторов в работе с обучающимися, целью которых является алгоритмизация действий оперативника при раскрытии преступления. Эти технологии сегодня поэтапно внедряются в образовательный процесс академии - совершенствуется материально-техническое обеспечение кафедры, трансформируются стандартные способы решения задач ОРД на широкое использование IT в борьбе с преступностью.

Мой личный опыт позволяет резюмировать: в целом используются схожие с нашими методики подготовки специалистов - это сочетание теории и практики. Более того, по отдельным направлениям подготовки мы опережаем зарубежных коллег, в этом большая заслуга педагогов всего вуза, а также учебно-методического управления академии.

- Каковы достижения ваших подчиненных в научно-исследовательской работе?

- Математик Блез Паскаль как-то сказал, что случайные открытия делают только подготовленные умы. Согласны с этим. В наших рядах трудятся доктор и девять кандидатов юридических наук. При утверждении тем диссертаций обращаем внимание на то, чтобы они были ориентированы на решение потребностей практики. На кафедре на протяжении последних пяти лет ведется научно-исследовательская работа по теме «Совершенствование ОРД ОВД: проблемы и пути решения». В ее рамках готовятся исследования, касающиеся совершенствования информационно-аналитического обеспечения борьбы с нарушениями в сфере экономики. Также изучаются вопросы противодействия нарко- и киберпреступности, рассматриваются возможности применения современных технологий в розыскной деятельности. Представители кафедры трудятся над подготовкой докторских диссертаций.

Мы постоянно готовим методические рекомендации по раскрытию преступлений оперативными подразделениями ОВД. Кроме того, разработали и запатентовали две компьютерные программы для выявления преступлений.

С первых дней учебы настраиваем курсантов заниматься научными изысканиями. Как результат - из 40 работ, представленных академией в прошлом году для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов, 22 подготовлены на кафедре ОРД. При этом двое соискателей стали лауреатами, а 13 заняли призовые места. В этом заслуга педагогов-руководителей и участников курсантского научного сообщества «Оперативник», а также научно-исследовательского отдела вуза.

Придерживаясь стратегии «курсант - магистрант - адъюнкт - преподаватель», из числа талантливой молодежи формируем резерв для поступления в магистратуру и адъюнктуру академии. После защиты диссертации офицеры становятся сотрудниками кафедры.

- Какие направления подготовки специалистов вы считаете перспективными?

- Мы уже сегодня делаем реальные шаги по подготовке специалистов по противодействию киберпреступлениям и компьютерной разведке. Уверен, что учебно-методические и научные наработки, имеющиеся по этому направлению обучения в академии и на кафедре, будут востребованы в будущем.

- Какими видите своих выпускников?

- Многие будущие оперативники мечтают походить на героев книг, художественных фильмов и сериалов - грамотных, ловких и сильных офицеров, находящихся на переднем крае борьбы с преступностью, умело управляющихся с оружием и способных прийти на помощь каждому. Наша задача - еще больше мотивировать их, дать необходимые профессиональные знания, умения и навыки. Наряду с этим прививаем им любовь к учебе, воспитываем всесторонне развитыми личностями, стремимся сделать из ребят истинных патриотов.


Беседовала Ольга Куликова, газета «На страже». Фотограф Альберт Ермаков.

Новости