В преддверии 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков курсанты Академии МВД рассказали о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны.
Дмитрий Андык,
курсант 1 «В» курса факультета милиции
В числе тех, кому выпало тяжелейшее испытание и кому удалось его преодолеть, был мой прадедушка - Георгий Петрович Мужчинин, старший лейтенант Красной армии. Войну он встретил под Борисовом, где располагалась его рота в составе 1-й мотострелковой дивизии.
Когда немцы прорвали оборону под Минском и наши войска начали отступление, эта дивизия стала основным очагом сопротивления. Когда дивизии пришлось отступать, мой прадед с несколькими товарищами остался прикрывать. Отбивая атаки одну за одной, они упорно сдерживали натиск. Однако большая часть защитников пала. Прадеда контузило, он попал в плен.
Позже прадед со своими товарищами бежал. После долгого скитания по лесам они вышли к своим частям под Гомелем. Прадеда направили в тыл для лечения. Потом он вернулся на фронт и принял участие в боях за Москву, где также был ранен.
Под Ржевом часть, в которой служил прадед, попала в окружение врага. Стояли до последнего. После серии атак немцев, не сдержав натиск, оставшиеся в живых солдаты и офицеры решили прорываться через ряды противников в лес. Мой прадед снова остался защищать спины товарищей. Немцы сравняли с землей их позиции. После арт-обстрела в живых остались лишь четверо, среди них и мой тяжелораненный прадед.
Снова в плену. Попав в концлагерь в Польше, мой прадед занялся организацией побегов. Затем и сам успешно бежал. Путь до белорусской границы выдался тяжелым, особенно с наступлением холодов. Беглецы попросили помощи у местного населения, им помогли, приютили, накормили, но нашелся предатель, который сообщил об этом полицаям.
Прадед снова оказался в концлагере, уже в Германии. Это был замок-крепость. Зная о череде побегов, немцы создали прадеду самые жестокие условия существования. Однако судьба дала ему еще один шанс - с группой узников он бежал из крепости.
Фашисты настигли беглецов у границ Польши. Вернули в лагерь и показательно расстреляли, тела выбросили на берег реки недалеко от лагеря. Прадед был ранен в шею. Позже его, едва живого, нашли местные подпольщики. Несколько недель прадед боролся со смертью, а выжив, пошел в партизаны.
Когда наши войска освобождали территорию Польши, отряд прадеда помогал в борьбе с фашистскими оккупантами. В одной из армейских частей он повстречал бойцов и медсестру, которым когда-то помог бежать из концлагеря…
Прадед хотел продолжить борьбу с фашистами, но здоровье уже не позволило. Солдат вернулся в родной город Чечерск. Работал инженером-проектировщиком дорог. Занимался восстановлением дорожного полотна на территории нескольких районов.
Вот такая поразительная судьба у моего прадеда, который для меня всегда будет примером храбрости и упорства. Даже в самой страшной ситуации он не опустил руки. А то ранение в шею он пронес через всю жизнь.
Евгений Барауля,
курсант 1 «В» курса факультета милиции
Когда началась война, моему прадедушке, Андрею Гавриловичу Кондратову, было 17 лет. Не попав под мобилизацию, он остался на оккупированной территории. Немецко-фашистские захватчики забирали у населения все, что могли, народ голодал. Но самое страшное то, что молодых людей отправляли на принудительные работы в Германию. Везли на поездах в товарных вагонах.
Дважды мой прадедушка побывал в таком поезде. Каждый раз ему удавалось сбежать через отверстие под крышей. Выпрыгивал из поезда на полном ходу и с тяжелыми травмами возвращался домой.
После освобождения Беларуси в 1944 году прадед отправился на фронт. Первое боевое крещение он принял в Польше. Затем участвовал в сражении за город-крепость Кёнигсберг, был удостоен за это медали. Потом в боях на улицах Берлина прадеду под вражескими пулями не раз приходилось восстанавливать разорванные линии связи.
Был момент, когда он чуть не погиб по неосторожности. Находясь в окопе под обстрелом, еще не опытный солдат попытался выглянуть в окошко. Его одернул другой боец, а в тот момент в этом самом месте прошла пулеметная очередь. Об этом случае как своем втором дне рождения прадед любил рассказывать жене и детям.
После Дня Победы прадед отправился не домой, а в Малую Азию, чтобы бороться с разбушевавшимися бандитами. Эта была совсем другая война, без огромных потерь и стремительных наступлений. Мой прадедушка получил огромный боевой опыт, разыскивая тайники с оружием и давая отпор группировкам боевиков, пытавшихся прорваться из Афганистана. Домой прадедушка вернулся только летом 1947 года.
Алексей Вишневский,
курсант 2 «А» курса факультета милиции
Мой прадед Иван Павлович Пригара родился 15 августа 1923 года в крестьянской семье в деревне Заречье Глусского района Могилевской области БССР. Когда началась война, на фронт попасть не успел - территорию быстро захватили немецкие войска.
С освобождением Беларуси в 1944 году Иван Павлович был призван в Красную армию. Начал службу пулеметчиком на 2-м Белорусском фронте.
Под командованием маршала Рокоссовского войска быстро продвигались на запад, с боями и потерями. Вражеские снаряды не обошли стороной и моего прадедушку - в Восточной Пруссии красноармеец Пригара получил осколочное ранение в височную область и руку. После контузии долго в госпитале не залеживался - снова стал в строй.
От прадедушки никогда не слышали больших и красочных рассказов о войне. Один из его однополчан поделился воспоминаниями о том, как вместе форсировали Одер в начале Берлинской операции.
Дойти до Берлина не удалось - в боях на подступах прадедушка был серьезно ранен: пуля попала в шею и вышла через рот. Чудом выживший, Иван Павлович из госпиталя отправился уже не на фронт, а в свою родную деревню. Был удостоен Ордена Отечественной войны I степени, награжден юбилейными и памятными медалями.
О прадедушке рассказывали в местной газете: «Неизвестный герой и последний ветеран в своей деревне…» Он умер год назад в родном Заречье на 95-м году жизни.
ГИОС Академии МВД.
За помощь в организации сбора материалов благодарность помощнику начальника факультета милиции по работе с молодежью капитану милиции Владимиру Возняку!